Деятельность


Деятельность социально-педагогической службы

В настоящее время социально-педагогическая служба Некрасовской школы — интерната работает над созданием благоприятных условий для реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанных на оказании помощи воспитанникам в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из их реальных и потенциальных возможностей и способностей, с тем, чтобы и в период их пребывания в школе – интернате и в дальнейшем их жизнеустройстве дети могли чувствовать свою потенциальную значимость в социальной среде, быть уверенными в том, что они нужны людям, которые их окружают, обществу, стране. Для реализации данной цели в нашем учреждении решаются следующие задачи:

  1. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
  2. Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций воспитанников.
  3. Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах.
  4. Оказание консультативной помощи детям, учителям, воспитателям в решении социально-педагогических проблем ребенка.
  5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
  6.  Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально — значимую деятельность.
  7. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
  8. Помочь ребёнку найти своё место в обществе и оценить предоставленный ему шанс вновь обрести семью (очень важно при работе с кандидатами в опекуны или в приёмные родители).

Основная задача образования — дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные способности, т.е. на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения. Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Деятельность социальных педагогов в нашей школе — интернате строится исходя из тенденций развития образования, ориентированной на будущее, опорой на собственные способности учащегося. Вся социально — педагогическая деятельность осуществляется в рамках различных профилактических программ, которые   реализуются социальными педагогами, воспитателями и классными руководителями  школы-интерната. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения — залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок — это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

В основе нашей социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

  • принцип взаимодействия — сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города по решению проблем ребенка;
  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося и  педагога, создание условий для саморазвитии и социализации личности;
  • принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
  • принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.
  1. Анализ наиболее острых проблем, связанных с   профессиональной деятельностью социального  педагога с описанием способов и форм работы социального педагога по данным проблемам.

Профессиональная деятельность социального педагога школы – интерната многогранна и имеет свою специфику в отличии от деятельности социального педагога обычных общеобразовательных школ. Исходя из этого,  специфичны и проблемы, связанные с его деятельностью. На сегодняшний день наиболее значимыми и острыми проблемами в работе социального педагога школы – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  мы считаем такие проблемы как:

  1. Адаптация вновь прибывших воспитанников к условиям жизни в детском учреждении  интернатного типа.
  2. Подготовка к самостоятельной жизни, жизни в семье, воспитание семьянина, повышение правовой грамотности воспитанников, преодоление чувства иждивенчества, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии.
  3. Постинтернатная адаптация и сопровождение выпускников.
  4. Работа по подготовке ребёнка к жизни в  приёмной или опекунской семье.

Далее попробуем проанализировать каждую из выделенных проблем и описать некоторые методические приёмы работы  социального педагога Некрасовской школы – интерната. При этом мы решили объединить при анализе в одну группу 1-3 проблемы, так как они вытекают одна из другой. Успешная и результативная работа по одной из них может помочь в разрешении и других проблем этой группы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. 

В связи с «государственным» воспитанием, у детей, оставшихся без попечения родителей, образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей.

При планировании работы социального педагога  по адаптации вновь прибывших воспитанников, их социализации, подготовке  к самостоятельной  жизни вне школы-интерната,   мы  учитываем   прежде всего те факторы, которые в той или иной степени вызывают у детей различного рода депривации.  Социальный педагог должен хорошо  знать все виды депривации и их негативные факторы.  Какие же виды деприваций учитываем мы при работе с нашими воспитанниками?

а) личностная депривация. Она возникает в результате отсутствия условий для полноценного развития личности.

Негативные факторы и проявления:

  • постоянное окружение большим количеством детей и взрослых (по сравнению с семьей)
  •  обедненность общения со взрослыми, ограниченность круга взрослых

Это приводит к отсутствию у ребенка навыков продуктивного общения, его контакты поверхностны, нервозны и поспешны, нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью, ребенок занимает негативную позицию по отношению к другим, дети без родителей делят мир на чужих и своих, а в последствии они не смогут общаться с родителями и родственниками супруга. Отсутствие навыков общения может привести к тому, что в семейной жизни между супругами не будет близкой эмоциональной связи, обмена своими переживаниями и чувствами

  • частая смена воспитателей (текучесть кадров, переводы ребенка из одного детского дома в другой и т.п.). Это не дает возможности ребенку привыкнуть к одним и тем же программам поведения.
  • условия жизни детей-сирот на полном гос. обеспечении, которые приводят к формированию иждивенческой позиции: «Вы» «нам» должны, дайте «нам», к отсутствию у них бережливости и ответственности. Позднее такая позиция приводит к тому, что выпускники детского дома не испытывают ответственности за свою семью и детей, не умеют принимать решения. Это может породить также иждивенческое отношение, безразличие к супругу и собственным детям.
  • отсутствие условий для уединения (в конечном итоге может породить агрессию)
  • недостаточная психолого-педагогическая работа по формированию социально необходимых качеств будущего семьянина. В чем здесь причина? Воспитатели не могут уделять много времени каждому ребенку в отдельности, поэтому у них не формируются такие качества, как способность доверять людям, адекватно выражать свои эмоции, не формируется интерес к другому человеку, они сконцентрированы на себе, так как получают слишком мало внимания.

б) социально-культурная депривация или отсутствие условий и психолого-педагогических средств для общекультурного развития в области семейных представлений и отношений.

 Негативные факторы:

  • отсутствие или недостаточная работа по формированию родственных чувств (позднее знакомство с родственниками, братьями, сестрами или отсутствие его вообще), отсутствие места и времени для встреч братьев и сестер из-за режимных моментов и правил в школах-интернатах и детских домах. Если у воспитанника  не будет сформировано  чувство принадлежности к определенной семье, то скорее всего при создании собственной семьи он не станет налаживать тесных связей с родными своего супруга и его родственниками.
  • наличие негативного опыта в семье в прошлом
  • недостаточная психолого-педагогическая работа по созданию положительной семейной истории, традиций, праздников. Неумение проводить праздники, отсутствие фотоальбомов и т.д. в будущем вызовет трудности в проведении семейного досуга, невнимательное отношение к личным и семейным праздникам.
  • отсутствие эталонов мужественности и женственности.
  • недостаточная работа по формированию адекватных представлений о семье, семейных ролях, семейной структуре. Воспитанники детских домов обычно не имеют возможности наблюдать за адекватным полоролевым поведением взрослых, когда женщина выполняет исключительно женские функции и не берет на  себя выполнение мужских. В современных условиях детского дома сделать это бывает очень трудно, так как воспитателям, в основном  женщинам, приходится выполнять разную работу (и мужскую, и женскую). У подростков отсутствуют эталоны мужских и женских качеств, нет представления о поведенческих формах реакций, о стиле отношений между мужчиной и женщиной. У детей-сирот порождается конфликтная система требований: положительно-абстрактный идеализированный образ семьянина или семьи и отрицательно- конкретный. Например: мой муж будут спортсмен, красивый, сильный, любящий, а не пьяный, грязный, который все забыл кроме водки. Эта конфликтная система требований может отрицательно влиять на формирование представлений о будущей семейной жизни.
  • дефицит воспитательных средств в области полового и сексуального просвещения детей-сирот (прежде всего дефицит комплексных программ полового и сексуального воспитания в детских-домах, недостаточное количество книг и публикаций по этике и психологии сексуальных отношений, отсутствие специалистов).

в) и наконец, социально-предметная депривация или недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой жизни в семье. Негативные факторы и их влияние:

  • обеднённость в вещах личного пользования, отсутствие собственного пространства, атмосфера казенности. Как следствие трудности в создании уюта в собственной квартире, спокойной, комфортной обстановки дома и т.д.
  • обедненность в предметах семейно-бытового назначения (отсутствие понятий о ванной, кухни, о многих бытовых и гигиенических вещах, как ими пользоваться, для чего нужен тот или иной предмет)
  • обеднённость детских домов в средствах СМИ, книгах, фильмах, дающих представление о разных бытовых аспектах семейной жизни.

В нашем интернате социальным педагогом ведется целенаправленная  работа и разработан комплекс мероприятий  по  адаптации воспитанников к жизни в школе-интернате, подготовке их к самостоятельной жизни и  успешной постинтернатной адаптации,  начиная от проведения социально – педагогической диагностики воспитанников индивидуально и заканчивая составлением социального паспорта всего учреждения.

 Проведение социально – педагогической диагностики воспитанников включает в себя, сбор информации, систематизация информации, анализ ситуации с использованием следующих методов: беседа с воспитанниками, наблюдение в различных ситуациях жизни, опрос и анкетирование. Выявляются трудности личного и социального характера,  и в зависимости от этого строится дальнейшая работа с ребёнком. Социальный педагог формирует социальные карты воспитанников и на школьном консилиуме, организованном, администрацией и социально – психологической службой школы — интерната  планирует комплекс мер, направленные на успешную адаптацию воспитанников совместно с различными службами школы – интерната (администрацией, психологом, медицинским персоналом, педагогами и воспитателями)

Следующим моментом успешной адаптации является вовлечение детей в различного рода мероприятия,  кружки, спортивные секции, творческие студии и т.д. Здесь хочется отметить тесную взаимосвязь социальных педагогов и педагогов дополнительного образования. Таланты и способности ребёнка выясняются при беседе как с самим ребёнком (при первичном знакомстве и составлении личной социальной карты), так и с его товарищами, классным руководителем и воспитателем. В настоящее время в школе функционируют  19 кружков и спортивных секций. В то же время это является профилактикой правонарушений и противоправных деяний. Достижением этой цели является огромная совместная работа социально – педагогической службы школы – интерната и различных структур правоохранительных органов. В частности, составляется ежегодный план совместных мероприятий с ПДН ОМВД России по Орловскому району. Социальным педагогом периодически (раз в месяц) проводятся занятия по правовой грамотности воспитанников разных возрастных групп, и особенно с выпускниками 9-11 классов. В связи с этим в начале учебного года на мини – педсоветах составляется план совместных мероприятий воспитателей групп и социального педагога. Проблемные дети, нуждающиеся в особом внимании со стороны педагогов, ставятся на внутришкольный учет, где так же отмечены дети, состоящие на учете в ПДН ОВД по Орловскому району. При выявлении проблемных детей работники школы ориентируются на специально разработанные признаки проблемных детей, что позволяет избегать излишнего субъективизма и предвзятости в оценке детского поведения. Работа с проблемными детьми строится в соответствии с типовой программой, ориентируясь на которую, социальный педагог совместно с  воспитателями выстраивают систему мер по индивидуальной работе с проблемными детьми, ход и результаты которой фиксируются в дневнике индивидуальной работы с «трудным» ребенком.

С первых дней поступления ребенка и на протяжении его пребывания в школе-интернате ведется целенаправленная работа по защите прав и законных интересов воспитанников. К основным направлениям этой работы  относятся:

  1. Учет воспитанников.
  2. Открытие личных  счетов воспитанников.
  3. Ежеквартальная сверка поступлений пенсий, алиментов на счета воспитанников.
  4. Оформление пенсий по случаю потери кормильца, инвалидности.
  5. Взаимосвязь с судебными, правоохранительными органами, органами социальной защиты населения и др. ведомствами.
  6. Работа по закреплению жилой площади за воспитанниками школы-интерната.
  7. Восстановление утраченных связей, поддержка родственных отношений с близкими.
  8. Отдых воспитанников.
  9. Трудоустройство выпускников Некрасовской школы-интерната.
  10.  Восстановление отсутствующих документов в личных делах воспитанников.
  11.  Решение личных социальных проблем.

 Для успешного выполнения вышеуказанной работы в школе организован строгий учет и контроль всех мероприятий, проводимых социальным педагогом и воспитателями в этом направлении. На каждую   группу открыт и ведется журнал переписи с различными службами и ведомствами. В каждой группе имеется тетрадь отслеживания проводимой работы по защите прав и законных интересов каждого ребенка, где подробно указываются все те мероприятия, которые  необходимо провести социальному педагогу для установления правового и социального статуса ребенка. Работа по установлению правового статуса воспитанника, оставшегося без родительского попечения, ведется с той целью, чтобы у ребенка имелось документальное подтверждение его правового статуса. Вышеуказанная работа необходима и для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, их успешной адаптации к новому социуму после выхода из школы-интерната.

Каждое интернатное учреждение старается разрешить вышеперечисленные проблемы с тем, чтобы  обеспечить ребенку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Какая же работа ведется в нашей школе-интернате?  Первое, с чего следует начать, это то, что помогает готовить наших воспитанников к самостоятельной жизни не только комплексный подход, то есть совместная работа и воспитателей, и медиков, и психологов, и соц. педагогов, и администрации, но и системный подход, то есть постановка единой цели и задач. Одна из которых звучит так, организовать всю работу по подготовке воспитанников к самостоятельной (семейной) жизни так, чтобы свести к минимуму влияние негативных факторов жизни в условиях интернатного учреждения. Ниже мы приведем некоторые формы нашей работы:

а) С первого момента поступления ребёнка в школу-интернат у нас начинается работа по формированию у него или сохранению, если они имеются, представлений о его родине, корнях, о кровных и родственных связях, о родителях и о том месте, где он теперь будет жить. Представления о Родине – месте, откуда прибыл воспитанник, мы формируем, используя карту Орловской области. В каждой группе у детей висит карта, на которой флажками отмечаются места, где ребята родились или откуда они к нам прибыли. Как только ребенок поступает в группу, то сразу же все ребята интересуются, откуда он прибыл, из какого района, показывают ему карту и отмечают его место жительства на карте Орловской области. Большая карта Орловской области висит в холле школы и часто можно видеть, как воспитанники подходят к карте, находят свои места рождения и показывают друг другу.

б) Встреча, знакомство, а затем и организация постоянного общения братьев и сестер, проживающих в интернате. Наши ребята  знают, где живут их младшие братья  и сестра, ждут, когда они приедут в нашу школу-интернат. Администрация также отслеживает местонахождение таких детей и по возможности старается, чтобы братья и сестра наших воспитанников поступали в нашу школу. Старшие общаются с младшими, ходят постоянно в гости друг к другу, готовят с ними уроки, помогают по хозяйственным делам, играют, обязательно участвуют в мероприятиях, проводимых в группе по программе «Семейное воспитание». Всё это делается с той целью, чтобы как можно сильнее укрепить кровные связи, сформировать семейную привязанность.

в) Оформление семейных альбомов. Очень важно  воспитателю или социальному педагогу,  прежде чем начать оформление альбома рассказать о его значении в жизни человека, выяснить,  у кого из детей нет семейных фотографий, постараться их найти, собрать фото братьев и сестер, если ребенок один, начать оформлять с ним первую страницу и сказать, что когда он вырастит, то сможет показать его своему супруги или супруге, их родственникам, своим детям, как свидетельство своего детства, рассказ о своих  лучших друзьях.  Альбомы у нас ведутся для каждого воспитанника отдельно. Дети бережно относятся к оформлению и хранению своих альбомов, часто просматривают их и с большим удовольствием показывают друг другу. Когда детей забирает кто-нибудь из родственников, то воспитатель просит их по возможности сфотографировать интересные моменты жизни вне интерната.

г) Оформление семейного альбома и установление и поддержка родственных связей идет параллельно.  В интернате существует папка с адресами, телефонами и необходимыми данными родственников и знакомых воспитанников, патронатных воспитателей. Очень приветствуется общение детей с бывшими выпускниками интерната, которые являются братьями, сёстрами наших воспитанников. Они делятся с младшими своими достижениями в учёбе, работе и личной жизни и тем самым помогают готовить их к самостоятельной жизни после интерната.

Анализируя работу с кровными родственниками в плане их участия в подготовке детей к самостоятельной жизни, мы условно делим наших воспитанников  на три группы:

1-я группа – это часто навещающие детей родственники, ведущие тесную связь со школой-интернатом. Они приезжают к детям. Проводят вместе праздники в группах, привозят фото детей и родственников, берут детей на все выходные и праздники, и, конечно, на  каникулы.

2-я группа —  забирает детей только на каникулы. Чаще всего дедушки и бабушки, тети и дяди, живущие далеко от интерната. Тем не менее,  мы всегда рады видеть их в школе-интернате и всегда благодарны им.

3-я группа — родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы.  Одно время мы отказались от практики навещать их. Однако скоро поняли, что это была наша субъективная реакция на то, что после освобождения они не стремились забрать детей из интерната. Для ребёнка мать всегда остаётся матерью и нам следует лишь укреплять это мнение ради его будущей семьи. Поэтому мы снова организуем встречи детей с их матерями в Шаховской колонии и помогаем им вести с ними переписку. Администрация школы – интерната созванивается с администрацией колонии и планирует встречу с матерями, отбывающими наказание. С воспитанниками в интернате проводится предварительная беседа.  Дети оповещаются о предстоящей поездке,  и на основании добровольного согласия начинается подготовка  к поездке. Ребята готовят концерт, подарки своим мамам и с нетерпением ожидают долгожданной встречи. В назначенный день администрация колонии присылает автобус,  и дети вместе с социальным педагогом едут на встречу в колонию. В колонии детей уже ждут мамы, встречают их, показывают им концерт, угощают обедом, общаются с ними. Мамы  вселяют в детей надежду на то, что они скоро освободятся и смогут чаще навещать их. Именно на обещание навещать и помогать детям мы должны ориентировать родителей, понимая, что после освобождения с учётом всех сложностей им трудно будет забрать ребёнка в семью.

 Таким образом, у некоторых воспитанников школы-интерната имеется  возможность общаться  со взрослыми не только, работающими в интернате, есть хоть какая-то возможность пожить в семье, а следовательно накапливать положительный опыт подготовки к самостоятельной семейной жизни. Ведь на сегодняшний день всем прекрасно понятно, что проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении. К сожалению, вышедшее в свет Постановление Правительства РФ № 432 от 19.05.2009 « О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» хотя и урегулировала процесс передачи детей, значительно сократила количество родственников, которые желали бы и могли взять воспитанников школы-интерната на выходные и каникулы, так как повысились требования органов опеки и попечительства к таким гражданам в вопросах сбора  документов для получения заключения о временной передачи ребенка в семью. Такое заключение могут получить и не родственники, но  как правило на сегодняшний день это граждане, являющиеся кандидатами в приемные родители. О проблеме в работе с кандидатами в приемные родители и подготовке детей к жизни в приемной и опекунской семье мы скажем ниже. А пока следует проанализировать еще одну острую на сегодняшний день проблему в работе  школ-интернатов – это проблему организации работы по постинтернатной адаптации выпускников детских учреждений. В принципе вышеперечисленная работа по проблеме подготовки воспитанников к самостоятельной  жизни   входит  в состав мероприятий по  постинтернатному сопровождению воспитанников-выпускников, так как работа по постинтернатному сопровождению  начинается за два года до выпуска ребенка из школы-интерната.  Не секрет, что для большинства воспитанников детских интернатных учреждений старше 8-10 лет, шансы быть усыновленными или взятыми в приемную семью или под опеку очень малы,  то есть наши дети-сироты фактически обречены до совершеннолетия оставаться жителями учреждения со всеми вытекающими  последствиями. И именно от  нас, взрослых, работающих в школе-интернате,  зависит насколько успешной будет постинтернатная адаптация наших выпускников, а в связи с этим, насколько проблемным будет  сопровождение наших выпускников после выхода из школы-интерната. 

 Несмотря на то, что до сих пор отсутствует правовое регулирование со стороны государства вопроса постинтернатной адаптации выпускников школ-интернатов и детских домов и их сопровождения после выпуска,  возросшая обеспокоенность общества о том, что происходит  с детьми после выпуска из детских домов,   ежегодное обращение  самих выпускников за помощью потребовали от школ-интернатов и детских домов углубить работу по подготовке детей к жизни вне школы-интерната, к их сопровождению после выпуска.  Именно поэтому в штатное расписание детских учреждений были введены в частности должности социального педагога.

Социальный педагог — своего рода учитель жизни, готовящий воспитанника к будущему самостоятельному существованию. Можно возразить: «Они уже совершеннолетние. В их годы   пора  быть  самостоятельными»; но не надо забывать, что у большинства детей-сирот была непростая судьба, им порой гораздо труднее, чем «родительским» детям адаптироваться в обществе, стать самостоятельными, обрести собственное «я» и уважение окружающих.   Основная проблема, с которой сталкиваются дети-сироты с момента выхода из интерната – это постинтернатная адаптация. Вызвана она, прежде всего, изменением внешних условий жизни и деятельности. Успешность этой адаптации во многом зависит от характеристик социальной среды, т.е. от того, насколько последняя сложна и подвержена изменениям. Нормально протекающий процесс постинтернатной адаптации детей-сирот подразумевает усвоение норм и ценностей, прежде всего позитивной социальной среды, а также активное функционирование, саморазвитие и самореализацию в этой среде. Эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот зависит также от наличия определённых условий (возможность получить жильё, образование, востребованную профессию, наличие сбережений, поддержка родственников и социальных институтов и т.д.). Выходя из школы — интерната, воспитанники имеют некоторые знания и умения, но чисто теоретические и применить их на практике зачастую не могут. Умения, которые воспитанники приобретают в  интернате, не являются для них жизненно необходимыми, поэтому и не становятся практически важными. Это приводит к тому, что выпускник зачастую не имеет модели самостоятельной жизни, психологически не готов к ней, теряется в незнакомой ситуации и не всегда решает возникшие проблемы законными способами. На сегодняшний день, учитывая специфику процесса социальной адаптации, совокупность условий, обеспечивающих эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот, можно представить следующим образом:

1. Положительное ценностное отношение окружающих (позитивные общественные стереотипы восприятия детей-сирот) и наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков.

2. Государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и др.). Сюда же следует отнести и расширение социального опыта воспитанников интернатов посредством их взаимодействия с открытым социумом, реализацию специальных программ по подготовке сирот к самостоятельной жизни.

3. Положительная внутренняя позиция личности (адекватная самооценка, установка на успешное включение в социум, осознание необходимых требований общества и собственных перспектив развития, социальная активность, знание своих прав и обязанностей, осознание их взаимосвязи, ответственность за свои поступки и общую линию жизненного пути).

4. Наличие профессионально подготовленного посредника (опекуна, воспитателя), а также служб и программ постинтернатной поддержки. Другими словами – постинтернатное сопровождение детей-сирот, которое способствует их успешному вхождению в самостоятельную жизнь.

Постинтернатная адаптация и постинтернатное сопровождение является достаточно актуальной проблемой, поскольку для детей-сирот, выросших в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений на государственном обеспечении, переход от периода детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве. Социальными педагогами нашей школы-интерната  проводится следующая работа по данной проблеме:

1. Социальный патронаж по вопросам жизнеустройства, включая содействие в реализации права на получение жилья, в том числе социального пользования, в оформлении прописки, в получении места в общежитии, в оформлении пенсий и пособий, в получении материальной, гуманитарной помощи. Социальные педагоги  школы — интерната в подобных случаях, оказываются в положении помощников и соратников, оказывают содействие в сборе документов для постановки на учет по улучшению жилищных условий, получения паспорта и так далее.   Для решения данных проблем налажено тесное взаимодействие с организациями, предприятиями и учреждениями города, а также с учебными заведениями, выпускающими сирот.

2. Оказание помощи в получении профессиональной подготовки, трудоустройстве, направление на общественные работы, содействие временной занятости и т.д.;

3. Осуществление юридического консультирования, включая информирование о правах, гарантиях и льготах, оказание содействия в реализации этих прав. Основную роль играет само желание и готовность сироты включиться в борьбу с ожидающими его трудностями.

4. Оказание комплексной социально-психологической помощи молодым       мамам-сиротам, воспитывающих несовершеннолетних детей.  Одной  из задач при этом  является создание внутренних предпосылок личности молодой женщины, способствующих предотвращению повторения негативного социального опыта, переноса этого опыта, приобретенного в деструктивных родительских семьях и условиях интернатного учреждения, в собственные супружеские семьи. Так же глубоко прорабатывается профилактика предотвращения повторения опыта родителей-воспитанников их детьми, следствием чего, как правило, становится появление новых социальных сирот.

5.  Организация работы комнаты социально-бытового ориентирования (СБО).

Социально-бытовое ориентирование является очень важным для воспитанников школы-интерната предметом. Дети не просто учатся пользоваться предметами быта и заботиться друг о друге. Они готовятся к самостоятельной взрослой жизни вне стен школы, адаптируются к тем условиям, которые выдвигает общество. На занятиях дети, оторванные от семьи, под руководством социальных педагогов  учатся готовить еду, стирать и гладить одежду, сервировать стол, мыть посуду, убирать комнату, пылесосить,  вызывать скорую помощь, милицию, пожарный наряд, помогать младшим, находить нужные передачи по телевизионной программе, включать и выключать музыку и выполнять другие простейшие действия, необходимые в повседневной жизни. Еженедельно такие занятия посещают воспитанники 9-11 классов. На такие занятия приходят также младшие школьники – на интегрированных занятиях создается модель семьи, где старшие заботятся о младших, а младшие помогают старшим.

6. Реализация  профилактических  программ «Постинтернатная адаптация выпускников школ-интернатов», «Откровение», «Домашняя кулинария» и т.д. Среди них такие программы как — программа «Постинтернатного сопровождения выпускников школы – интерната», программа по социально – бытовому ориентированию выпускников, комплекс мероприятий по теме «Воспитание  семьянина, сохранение и восстановление родственных связей у воспитанников  в условиях интернатного учреждения» и др.

Отдельно нами выделена  4 проблема  —  проблема  организации работы с кандидатами в приемные и опекунские семьи. А также работа по подготовке детей к жизни в таких семьях.

Социальной политикой нашего  государства является то,  что приоритетной формой устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть семья. И  если до 2007 года,  передача детей на воспитание в семью не было столь масштабным, то  с усилением пропагандистской работы по приоритетной форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в семью,  в 2007 году резко увеличилось число граждан, изъявивших желание взять на воспитание детей из школ – интернатов и детских домов. Кроме того в 2007 году были увеличены размеры пособий и выплат приёмным родителям и опекунам, что на наш взгляд также добавило число семей, желающих воспитывать детей. Однако  чёткого алгоритма подготовки таких граждан к тому, чтобы они смогли, взяв ребёнка на воспитание, заменить ему полноценную семью,  не было до конца продумано.  Кандидаты в приёмные родители и опекуны нуждались  в специальной подготовке на курсах, где с ними могли бы работать специалисты: психологи, социальные педагоги, врачи, где они могли бы поучаствовать в тренингах, поделиться своими сомнениями, получить необходимые знания и интересующую их информацию.  На базе ППМС – центров стали создаваться «Школы приемных родителей». Однако и до сегодняшнего дня отсутствует правовое регулирование работы таких школ. Школы – интернаты и детские дома, у которых до 2007 года была только практика работы с родственниками, родителями,  восстановившимися в родительских правах или вернувшиеся из мест лишения свободы тоже столкнулись с проблемой подготовки детей к жизни в приёмных семьях. Чтобы избежать возврата детей из приёмных семей, школе – интернату пришлось пересмотреть ряд функциональных обязанностей воспитателей, психологов, медиков, социальных педагогов. Углубить работу с детьми по их возможной встречи с кандидатами в приёмные родители и опекуны,  с родственниками воспитанников по разъяснению им возможности передачи детей в семью, либо в их кровную, либо в другие семьи.

С целью избежать возврата воспитанников школой-интернатом выдерживается гостевой режим для кандидатов в приёмные родители до 6 месяцев; ведётся учёт каждого посещения кандидатов, беседы с ним и ребёнком, которого выбрала семья, наблюдение за поведением ребёнка, его поведенческие реакции и т.д.

Кандидатов в приёмные родители и опекуны  настраиваем на длительный  периода адаптации ребёнка к новым условиям жизни, на  то, что после периода «любви» и «удовлетворения во всём» будет и период «отчуждения и неприятия норм и правил семейного уклада», на  то, что для адаптации ребенку может потребоваться не менее 3-х лет, а то и более.  Социальным педагогом  подаются сведения в банк данных  по всем воспитанникам, которые могут быть переданы в семью. Своевременно передают сведения об изменениях в правовом статусе и диагнозах детей. В период гостевого режима ведется наблюдение  совместно с воспитателями на предмет выстраивания отношений ребенка с кандидатами в приемные родители, его адаптации к новым условиям жизни в семье и т.д. Ведь в конечном итоге именно школа-интернат дает письменное согласие на передачу воспитанника в семью. Вот почему в дневниках наблюдения можно найти и оценку семей с актами  обследования их жилищных условий,  и разрешение органов опеки,  и информацию о месте работы, и отношение  других членов семьи.   Выявляется причина, почему хотят взять того или иного ребенка. Ведется также запись  бесед с воспитанником после его возвращения из семьи с просьбой поделиться своими впечатлениями. Как правило,  ему ставятся  такие вопросы,  как  понравилось ли тебе, как ты провел выходные, где ты спал, какой режим жизни в семье, как помогал по дому, что было для тебя самым трудным в семье, хотел бы ты поехать туда ещё раз. Считаем, что именно такая работа снизила процент возврата воспитанников.

В  настоящее время социально-педагогическая служба Некрасовской школы — интерната продолжает работать над созданием благоприятных условий для реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта работа основана  на оказании помощи воспитанникам в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из их реальных и потенциальных возможностей и способностей,  с тем, чтобы и в период их пребывания в школе – интернате и в дальнейшем их жизнеустройстве дети могли чувствовать свою потенциальную значимость в социальной среде, быть уверенными в том, что они нужны людям, которые их окружают, обществу, стране. Для реализации данной цели в нашем учреждении решаются следующие задачи:

  1. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
  2. Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций воспитанников.
  3. Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах.
  4. Оказание консультативной помощи детям, учителям, воспитателям в решении социально-педагогических проблем ребенка.
  5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
  6. Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально — значимую деятельность.
  7. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
  8. Помочь ребёнку найти своё место в обществе и оценить предоставленный ему шанс вновь обрести семью (очень важно при работе с кандидатами в опекуны или в приёмные родители).

      Для решения вышеизложенных задач социальным педагогом школы-интерната планируются основные направления его деятельности на год, которые согласуются с педагогическим коллективом и администрацией школы-интерната, а также с учетом потребностей самих воспитанников школы-интерната.

     Для успешной работы социального  педагога по реализации прав и законных интересов воспитанников социальному педагогу школы-интерната приходится составлять большое количество документации (справки, ходатайства, исковые заявления, запросы и т.д.), а также  готовить отчетные материалы.

Основываясь на опыте работы социально – педагогической службы Некрасовской школы – интерната, её значимости, целостности и результативности хотелось бы выделить критерии, которыми мы руководствуемся при оценке собственной профессиональной деятельности:

  • профессионально-этическая компетентность;
  • наличие образования;
  • профессиональная компетентность (знания, умения, опыт);
  • степень активности в работе;
  • коммуникабельность;
  • мотивация к деятельности социального педагога;
  • психологическая устойчивость;
  • интеллигентность, культурный уровень;
  • уровень соблюдения принципов, этика социального педагога;
  • отзывчивость, сопереживание, сострадание.

Исходя из опыта работы,  хотелось бы  выделить следующие личностные  качества социального педагога:

  • умение выслушать
  • доброжелательность, отзывчивость
  • компетентность, знания, кругозор
  • умение логично мыслить
  • бескорыстие, честность
  • умение принимать практические решения
  • высокая общая культура
  • умение организовать помощь, добиться решения проблем (эффективность в делах)
  • личное обаяние
  • умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе
  • умение работать в команде
  • уважение к точке зрения